Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Его смерть наступила на 29-ом году жизни. Официальная версия – автокатастрофа, место аварии — 35 километр трассы Слока – Талси в Латвии.
Друзья Виктора Цоя после произошедшей аварии
говорили, что он был косвенно виновен в произошедшем: после череды
проведенных концертов организм музыканта был морально и физически
истощен, поэтому, в день смерти Цой, возвращаясь с рыбалки, просто уснул за рулем (см. книгу Александра Житинского "ЦОЙ FOREVER" глава: Гибель). Рок-музыкант
так и не понял, что его личный темно-синий «Москвич-2141″, двигавшийся со скоростью
не менее 130 км/ч, на полном ходу подрезал
выехавший из-за поворота «Икарус», водитель которого практически не
пострадал. Смерть Цоя наступила мгновенно. "Москвич" был отброшен к мосту через реку Тетчупе,
пролетев в воздухе около 20-и метров. Виктор скончался на месте. Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа "Москвича" на крутом повороте. Цой был абсолютно трезв накануне
гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних
48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он
уснул за рулем, вероятно, от переутомления.
" – Когда у него появились машины, – говорила Валентина Цой (мать Виктора), – я ни разу не сказала: «Витя, будь осторожен». Потому что он был достаточно спокойным, уравновешенным человеком… Говорят, что он заснул за рулем. Это все чушь. Середина дня, не такой длинный путь, чтобы заснуть. Просто музыкантам нельзя садиться за руль. Он в то время работал над своим последним альбомом и вполне мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка отвлекла внимание, и он перестал контролировать дорогу… Удар был такой силы, что от его «Москвича» остался только багажник, мотор нашли за 50 метров от машины"
" – Мимо меня по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина типа «Жигули-Спутник» («Москвич-2141» похож на эту машину – прим. ред.). Скорость ее была никак не ниже 100 километров в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус", – дополняет картину Артур Нейманис, свидетель катастрофы
" – Когда у него появились машины, – говорила Валентина Цой (мать Виктора), – я ни разу не сказала: «Витя, будь осторожен». Потому что он был достаточно спокойным, уравновешенным человеком… Говорят, что он заснул за рулем. Это все чушь. Середина дня, не такой длинный путь, чтобы заснуть. Просто музыкантам нельзя садиться за руль. Он в то время работал над своим последним альбомом и вполне мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка отвлекла внимание, и он перестал контролировать дорогу… Удар был такой силы, что от его «Москвича» остался только багажник, мотор нашли за 50 метров от машины"
" – Мимо меня по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина типа «Жигули-Спутник» («Москвич-2141» похож на эту машину – прим. ред.). Скорость ее была никак не ниже 100 километров в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус", – дополняет картину Артур Нейманис, свидетель катастрофы
Автомобиль Цоя
Схема ДТП
Из протокола осмотра места автомобильной аварии:
Погибший водитель «Москвич» был одет в тренировочный костюм производства КНР, майку черного цвета, спортивную куртку красного цвета, черные шерстяные носки и красные резиновые сапоги».
Тело Виктора Цоя было полностью обезображено с правой стороны: многочисленные переломы конечностей. Правая сторона лба разбита, правый глаз вытек…
Свидетельство о смерти Цоя В.
К Акту № 76
Для исследования взята кровь с целью определения групповой принадлежности.
Суд.Мед. Эксперт / подпись/ Симановский А.
Тяжелая сочетанная травма тела: открытая тяжелая черепно-мозговая травма, переломы костей лицевого и мозгового черепа, тяжелый ушиб головного мозга с размозжением лобный долей, обширное субарахноидальное кровоизлияние и ушиб мягких тканей головы, ушибленные раны, ссадины лица, перелом правой плечевой кости, кости правого бедра, обоих костей голени справа, обоих 2 ребер справа, разрыв селезенки, множественные ссадины тела, головы и резаные раны конечностей, отек легких и головного мозга.
ВЫВОДЫ : На основании судебно-медицинского исследования трупа гр-на Цоя В., и с учетом результатов лабораторных исследований, обстоятельств гибели, прихожу к следующему заключению:
1. При исследовании трупа гр-на Цоя В. Обнаружены следующие телесные повреждения –
Кости головы – многооскольчатый перелом костей головного и лицевого черепа. Тяжелый ушиб головного мозга с размозжением лобных долей. Обширное кровоизлияние под мягкие головные оболочки, ушиб мягких тканей головы, резаные раны, ссадины лица.
Кости груди – переломы обоих ключиц, 1-2 ребер справа, обширные ссадины груди.
Область живота – разрыв селезенки, обширные ссадины
Кости конечностей – переломы правой плечевой кости, правой бедренной кости, обоих костей правой голени, множественные ссадины, ушибленные и резаные раны.
2. Смерть гр-на Цой В. насильственная. Дата смерти Цоя В. 15 августа 1990 года, вследствие сочетанной тяжелой тупой травмы тела в виде многооскольчатого перелома костей мозгового и лицевого черепа, тяжелого ушиба головного мозга с размозжением лобных долей, обширного кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки, переломов плечевой, бедренной, обоих костей голени справа, травмы груди и живота с разрывом селезенки, переломами обоих ключиц и 2 ребер.
3. Телесные повреждения на трупе гр-на Цой В. прижизненного происхождения, могли образоваться непосредственно перед смертью, в условиях дорожно-транспортного происшествия при нахождении потерпевшего в салоне автомобиля в период столкновения ее с дорожным препятствием, например, со встречным автобусом.
Черепно-мозговая травма получена в результате ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов, например, деформированных частей автомобиля с последующим сдавливанием головы в переднее-заднем направлении. Переломы костей правого плеча,правого бедра,правой голени,ключих и ребер справа, ушибленные раны тела так же возникли от ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов – выступающих частей салона автомобиля.
Множественные ссадины на передней поверхности тела, причиненные в результате скольжения / трения/ по неровной поверхности тупых предметов. Травмирующая сила воздействовала спереди назад и справа налево.
4. По своему характеру совокупность телесных повреждений относится к тяжким, как опасным для жизни. Между полученными травмами и причинами смерти имеется прямая причинно-следственная связь…
Из заключения патологоанатомической экспертизы:
"Причиной смерти гражданина Цоя Виктора Робертовича стала черепно-мозговая травма несовместимая с жизнью"
Судмедэкспертиза
Место ДТП
Место ДТП
Место ДТП
Родные потребовали, чтобы музыканта хоронили в закрытом гробу. Его похоронили утром 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде. После траурной церемонии в Москве стали распространяться слухи о том, что эта авария не была случайной, что это было настоящее покушение (кто-то выдвигал версию о суициде). Тогда, в 1990-ом версию о преднамеренном убийстве активно поддерживал продюсер «Кино» Юрий Белишкин, он утверждал, что следствие откровенно завалено. Расследование, действительно, было проведено наспех, но родственники погибшего не стали настаивать на чем-то ещё, они довольствовались официальным заключением судмедэкспертов, в котором значилось, что автомобиль Цоя разлетелся в куски и был сожжен до тла.
Похороны Виктора Цоя: Наталья Разлогова и Марианна Цой с сыном Александром
Похороны Виктора Цоя: гроб
Похороны Виктора Цоя: очередь к могиле
Похороны Виктора Цоя: видео из разных источников
Не успокаивалась лишь супруга Виктора Марианна, она пыталась поговорить с водителем автобуса, но ей так и не позволили этого сделать. Она не верила до последнего вздоха, что Цой мог уснуть за рулем! Кому-то, считали друзья Виктора, была выгодная смерть музыканта, который не стеснялся петь «в запрещенном формате». Лидер группы «Дюна» Виктор Рыбин считает, что речи о преднамеренном убийстве не может идти, так как у музыканта был небольшой водительский стаж, к которому добавилась усталость: его просто вынесло на встречку.
Водитель "Икаруса" на месте гибели Виктора Цоя
В сентябре 1990 года, сразу после смерти Цоя, выходит миллионным тиражом его посмертный «Черный альбом», который был тут же распродан. В этом же году выходит документальная лента «Смертельный поворот» (смотрите видео ниже), где расследуются все версии произошедшего, включая и ту, что говорит нам, будто Цой до сих пор жив. Он, действительно, жив до сих пор: в песнях, в культуре, в том наследии, которое оставлено нам «лихими девяностыми». Память о Викторе Цое увековечили лишь в 2009 году, установив в его родном Питере гипсовую скульптуру на Невском проспекте. Но «живые» стены, посвященные памяти Цоя, есть в каждом городе, а цитаты из его песен напоминают нам о его вечно живом творчестве.
Следствие вели - Виктор Цой: Смертельный поворот 23.03.07
"Что осталось.." после гибели В.Цоя
Решётка радиатора "Москича Цоя"
Обломки торпеды "Москвича" Цоя
Медиаторы
Медиаторы Алма-Ата 1987
Проигрыватель Цоя
Гитара Цоя